(812) 751-17-17
198330, Санкт-Петербург, ул. Маршала Захарова, д. 52

Официальный сайт ГБОУ лицей № 369

 
Официальный сайт ГБОУ лицей № 369
Среда, 30 Март 2022 12:49

Функциональная грамотность

Автор

 

     Важнейшую и ведущую роль в формировании личности человека всегда выполняло и выполняет воспитание. От того, насколько качественно проходит этот процесс для сегодняшних школьников, зависит наше будущее, ведь создавать его предстоит тем, кто сегодня еще учится в школе.

      Не секрет, что в системе обучение понятия «воспитание», «образование», «грамотность» всегда были тесно связаны между собой. Изначально человеку было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от личности  гораздо большего: навыков  чтения и письма, математической грамотности, естественнонаучной грамотности, ИКТ – компетенций , финансовой грамотности, культурной и гражданской грамотности. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться,  проявлять креативный (нестандартный) подход к решению задач различного уровня.  

Современный мир стал гораздо сложнее. Развитие науки и техники, достижения человеческой мысли требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и 2) воспитание гармонично развитой социально ответственной личности. В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования.

Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS, PISA. Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном  исследовании качества математического и  естественнонаучного образования (TIMSS); повышением  позиций РФ в международной программе по оценке  образовательных достижений учащихся (PISA).

 

Составляющие функциональной грамотности

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания. С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность. С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции. С 2021 года впервые исследованию подвергается креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

 

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

  Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Нормативно-правовая база по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся

 

Федеральный

уровень

Региональный уровень

Районный уровень

Локальные документы

(акты, приказы, план мероприятий)

 

 

 

 

Информационно-методические материалы,  рекомендации для педагогов

Для того чтобы  переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью, необходимы следующие действия:

image

 

1.                     Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

2.                     Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель

3.                     Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома.

  

Для выполнения поставленных перед педагогом задач необходимо обращаться к методической базе

 

1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5–9 классы): http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost   

2. Демонстрационные варианты диагностических работ по функциональной грамотности МЦКО: https://demo.mcko.ru/test   

3. Ковалева Г.С., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю., Рябинина Л.А. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2021.

4. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1% 8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa .

5. Открытый банк оценочных средств по русскому языку ФИПИ (I–XI классы): https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku  

6. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru

 Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности – https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

  1. Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA
  2. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

 Методические рекомендации для педагогов

Естественнонаучная грамотность

Основы финансовой грамотности       

a.     1 - 4 классы
b.     5 - 9 классы
c.      10 - 11 классы

Математическая грамотность

Примеры заданий по формированию математической грамотности

Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

В результате обучения (в том числе с учётом развития функциональной грамотности) ученик должен научиться владеть следующими компетенциями:

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

  Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

  Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

   Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

  Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

    Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

    Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

 

Понедельник, 28 Март 2022 13:52

Итоги реализации проекта

Автор

Показатели результативности п. 16 Паспорта проекта - количество обучающихся государственных общеобразовательных организаций, осваивающих образовательную программу на обновленной материально-технической базе получателя субсидии, в том числе через использование сетевой формы реализации образовательных программ.
Плановые показатели - 75 % списочного состава обучающихся после завершения проекта (1476).
Фактические показатели первого этапа реализации проекта– 56% списочного состава (1108).
Количество оснащенных кабинетов – 8
Плановые показатели второго этапа реализации проекта – 75 % (1476).

 

Справка "О фактическом достижения показателей результативности предоставления гранта"

Школьный этап

1298

Районный этап

485

Региональный этап

62

 

Название проекта "Цифровое наСЛЕДие"
Краткое описание проекта

Современная система образования в нашей стране переживает процесс модернизации, связанный с необходимостью формирования личности, способной действовать в быстро меняющихся реалиях цифрового общества.

Главным инструментом решения задачи поформированию цифровых метапредметных компетенций является созданиеединой цифровой образовательной инфраструктуры школы, которая бы охватывала все сферы школьной жизни. Проект «Цифровое наСЛЕДие» – это универсальная модель, которая объединяет, систематизирует и централизует информацию всего образовательного учреждения в одном образовательном контуре, оставаясь круглосуточно открытой, актуальной и доступной для всех участников образовательного процесса. 
Цель проекта

Стратегической целью проекта является создание среды, обеспечивающей развитие конкурентоспособных и успешных учащихся цифровой цивилизации. Общественности представлена модель среды развития цифрового интеллектаи формирование цифровой культуры участников образовательного процесса, позволяющая системно и эффективно решать значимую для развития петербургской системы образования задачу – обеспечение высокого качества образования и эффективного управления современного образовательного учреждения в контексте цифровой трансформации образования.

Основополагающий результат, ожидаемый после реализации проекта, не только централизация и систематизация всех информационных ресурсов ОУ в единый образовательный контур, но и достижение самой главной цели, поставленной в самом начале пути длиной в десятилетие, – воспитывать детей, подготовленных к успешной жизнедеятельности в современном цифровом мире.
Участники проекта

Обучающиеся - 2100 человек

Законные представители обучающихся - 3500 человек

Педагогические работники лицея –

Педагогические работники Красносельского и других районов Санкт-Петербурга (сетевое взаимодействие) 7 - 12 тыс. человек
Механизм реализации

«Цифровую экономику не строят с мелом в руках»

Команда лицея на протяжении нескольких лет разрабатывала маршрут, который позволит выстроить и реализовать цифровую школу. Мы целенаправленно развивали информационно-образовательную среду и внедряли современные технологии в практику работы педагогов. Успешно реализовали инновационно-образовательную программу «Unius» в рамках конкурса Правительства Санкт-Петербурга среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в 2019 году.

В качестве административно-управленческой платформы авторами рассматривается модернизированная АИСУ Параграф. Это позволит получать своевременную и достоверную информацию не только участникам образовательного процесса, но и исполнительным органам государственной власти как регионального, так и федерального значения, избежав бумажные запросы и «эффект исполнителя».

К реализации проекта будут привлечены педагогический коллектив образовательной организации, служба психолого-педагогического сопровождения, служба технической поддержки, кадровая служба, бухгалтерская служба, сотрудники СПб АППО, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.

В связи с переходом на цифровое образование необходимо увеличение и включение штатных единиц по должностям техник, системный администратор, IT-тьютор, а также реализация инициативы Губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова одна ставка педагога-психолога на 300 обучающихся
Направления  
Задача 1.1
Организационное обеспечение

Формирование эффективных управленческих и организационных решений.
В процессе опытно-экспериментальной работы лицей сформировал расширенную рабочую группу, в которую вошли административные, педагогические работники и представители бизнес-сообщества, заинтересованные внедрять и реализовывать самые смелые и инновационные разработки в сфере образования. На данный момент мы с гордостью можем утверждать, что аналогов такой группы специалистов и такого подхода к организации образовательного процесса нет.

Задача 1.2 Программно-аппаратное обеспечение

Дооснащение ОУ электронными комплектами обучения – планшетные компьютеры, интерактивное оборудование.
Задача 1.3 Кадровое обеспечение Систематическая работа по обучению сотрудников ОУ работе с новыми информационными системами и электронными ресурсами.



ГБОУ ЛИЦЕЙ №369

Санкт-Петербург

751-17-17

198330, Санкт-Петербург, ул. Маршала Захарова, д. 52

sch369@obr.gov.spb.ru

Ссылка на печатную форму анкеты - незаивисмая оценка качества условий оказания услуг



© 2017-2020 http://369лицей.рф/